Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь
Тел: +375(17) 2333590, консульский отдел:+375(17) 2224984, 2224985
Для связи в случае чрезвычайной ситуации: +375(29) 7700762
/ График работы Посольства: 09:00—18:00
13 декабря / 2018

Заседание Совета Министров Союзного государства

Специальный представитель Президента Российской Федерации по развитию торгово-экономического сотрудничества с Республикой Беларусь и Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Михаил Бабич 13 декабря принял участие в заседании Совета Министров Союзного государства в Бресте.

Выступление Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева на Заседании Совета Министров Союзного государства

Из стенограммы:

Д.Медведев: Прежде всего хочу поблагодарить Сергея Николаевича Румаса, всех белорусских коллег за приглашение посетить Брест. Это особый город для нашей общей истории. Я здесь последний раз был 10 лет назад. Мы посмотрели Брестскую крепость и новую экспозицию. Конечно, это не может не создавать особого настроения, связанного с нашим славным прошлым.

У нас насыщенная повестка дня – больше двух десятков вопросов, которые касаются основных направлений союзного строительства – углубления торгово-экономического сотрудничества, формирования единого правового и миграционного пространства и, конечно, развития гуманитарного взаимодействия. Я рассчитываю, что мы предметно пройдёмся по текущим вопросам и наметим совместные шаги. Мы уже провели обмен мнениями с Сергеем Николаевичем, а затем и в расширенном составе посмотрели, каким образом развиваются двусторонние отношения. Мы отметили плюсы и минусы. Сергей Николаевич сейчас об этом сказал, что, по мнению белорусской стороны, мешает более активному экономическому сотрудничеству. У нас тоже есть свои оценки по этому поводу. Но я в любом случае хотел бы отметить, что наши коллеги, которые представлены по обе стороны этого длинного стола – я имею в виду вице-премьеров Ляшенко и Петришенко и вице-премьеров Силуанова и Козака, – проделали серьёзную работу по подготовке сегодняшнего мероприятия. Надеюсь, что и в дальнейшем мы будем так же тесно сотрудничать.

Торгово-экономические отношения развиваются позитивно. Если говорить о показателях оборота, он растёт – за 10 месяцев этого года почти на 13% – и вплотную уже подошёл к отметке в 30 млрд долларов. Если говорить о российской стороне, то мы увеличивали поставки машиностроительной, химической продукции, металлов и продовольствия. Торговля услугами растёт. Я думаю, и годовые показатели будут неплохими. Соответственно, и с белорусской стороны в общем и целом ситуация выглядит стабильно. Но это не значит (я согласен), что нечем уже заниматься, что нет перекосов. В любом случае есть результаты и есть над чем работать – и в плане увеличения объёмов товарооборота, и в плане улучшения его структуры. Нужно продолжать системно, последовательно снимать барьеры, которые существуют и которые сдерживают взаимную торговлю, – создавая для наших компаний благоприятные и равноправные условия доступа на рынки. Поддерживать малый и средний бизнес, особенно в секторах, которые мы считаем перспективными и которые у нас неплохо развиты, – это высокотехнологичные, наукоёмкие секторы. Надо развивать взаимодействие между российскими и белорусскими регионами, это тоже очень важное направление сотрудничества, и наращивать поставки товаров совместного производства на рынки третьих стран.

Эти подходы закреплены в ключевом документе – Приоритетных направлениях развития Союзного государства на пять лет (2018–2022 годы). По некоторым темам мы приняли отдельные планы действий, обсудим, как идёт их исполнение и какие дополнительные меры нужны там, где есть отставание.

Но есть необходимость и вообще взглянуть на то, что происходило с союзным договором начиная с 1999 года, что исполнено, а что не исполнено. Есть целый ряд чувствительных тем, которые мы регулярно обсуждаем, они касаются выравнивания условий хозяйствования в наших странах (сейчас и Сергей Николаевич об этом говорил), оказания экономической, в том числе финансовой, поддержки.

Если говорить о наших интеграционных проектах, то здесь есть два сценария. Один – консервативный, при сохранении контуров того Союзного государства, которое было создано, без повышения уровня интеграции до тех пределов, подчёркиваю, которые установлены в договоре от 8 декабря 1999 года, без формирования всех институтов, которые заложены в этот договор.

При этом мы продолжим формирование Евразийского экономического союза пяти стран и другие проекты.

Сразу после прихода на службу в Правительство в 1999 году я правил текст этого договора, работая над отдельными статьями документа. Тогда шла конкретная работа, и меня попросили посмотреть юридические формулировки и потенциал этого документа. Очевидно, далеко не всего, что тогда вписали в соглашение, удалось достичь. Но, наверное, это и естественно – с учётом масштабных целей, которые этот документ предполагает. Именно поэтому второй вариант сотрудничества, продвинутый вариант, основан на повышении уровня интеграции до пределов, которые установлены в договоре, с одновременным повышением взаимозависимости экономик и возможностью оказания помощи и поддержки в ходе союзного строительства, решения самых разных вопросов, которые относятся к интеграции.

Хочу особо подчеркнуть: Россия готова и дальше продвигаться по пути строительства Союзного государства, включая создание единого эмиссионного центра, единой таможенной службы, суда, счётной палаты. В том порядке, который предусмотрен договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. В этом случае нужно проводить единую налоговую политику, политику в области ценообразования, тарифообразования в той части, которая сейчас не передана Евразийской комиссии. Какой из этих вариантов выбрать, надо обсуждать здесь, на союзном Совмине, и на Высшем Государственном Совете, на уровне президентов двух стран. В любом случае мы открыты к обсуждению этих вопросов.

Сегодня мы делаем ещё целый ряд шагов, чтобы это сотрудничество было эффективнее. Мы обсуждаем вопросы, которые остаются. Рассматриваем проект союзного бюджета. Значительную часть средств предлагается направить на финансирование фундаментальных научных исследований, совместных проектов в сфере энергетики, транспорта, связи, информатики. Мы понимаем, что именно эти направления сегодня создают основу мощной и конкурентоспособной экономики, поэтому требуют нашего приоритетного внимания.

И тема, которая является для нас святой, общей, – это празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (в 2020 году) и 75-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков (в наступающем 2019 году). Для наших народов эти события имеют особое значение. Это наша общая победа, наша общая история, наша общая память. И подготовиться к этим событиям нужно достойно. Я предлагаю одобрить соответствующий план мероприятий, рассчитанный на ближайшие два года. Символично, что мы это решение принимаем здесь, в Бресте. Мы все под впечатлением, как я уже сказал, от посещения Брестской крепости. Важно, что часть затрат на обновление музейного комплекса финансируется из союзного бюджета. Только в этом году мы выделяем около 100 млн рублей. Такого рода поддержка должна быть обязательно продолжена.

У нас целый ряд и других вопросов – о ходе исполнения предыдущих решений Совмина, Высшего Госсовета. Поговорим о том, что сделано по развитию агропромышленного комплекса, машиностроения. Есть чувствительные темы типа отмены роуминга на территории Союзного государства и ряд других.

Документы, подписанные по завершении заседания:

Постановление Совета Министров Союзного государства «Об итогах торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации за январь – сентябрь 2018 года»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства “О бюджете Союзного государства на 2018 год” и исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О проекте Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства “О бюджете Союзного государства на 2019 год”»;

Резолюция Совета Министров Союзного государства «О ходе выполнения Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О проекте Военной доктрины Союзного государства»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О прогнозных балансах спроса и предложения агропродовольственной продукции Союзного государства на 2019 год»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «Об индикативных балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2019 год»;

Резолюция Совета Министров Союзного государства «О ходе выполнения Плана мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2017–2020 годы»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «Об имуществе, созданном (приобретенном) в результате реализации программ (подпрограмм, мероприятий) Союзного государства в рамках взаимодействия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Государственного пограничного комитета Республики Беларусь»;

Резолюция Совета Министров Союзного государства «О ходе выполнения Плана мероприятий по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в Союзном государстве на 2017–2019 годы»;

Резолюция Совета Министров Союзного государства «О внедрении результатов, полученных в ходе реализации научно-технической программы Союзного государства “Разработка и создание нового поколения микросистемотехники и унифицированных интегрированных систем двойного назначения на её основе” на 2010–2014 годы»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «Об итогах выполнения программы Союзного государства “Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли” (“Мониторинг-СГ”)»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О концепции научно-технической программы Союзного государства “Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси” (“Интеграция-СГ”)»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О концепции Программы совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О Плане совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации в 2019 году»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О Плане совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства в 2019 году»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О проекте Плана мероприятий Союзного государства на 2019–2020 годы, посвящённых 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне»;

Резолюция Совета Министров Союзного государства «О ходе реализации программы Союзного государства “Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства” на период 2017–2021 годов»;

Резолюция Совета Министров Союзного государства «О ходе реализации программы Союзного государства “Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации” на 2018–2021 годы»;

Резолюция Совета Министров Союзного государства «О ходе реализации программы Союзного государства “Разработка новых спинальных систем с использованием технологий прототипирования в хирургическом лечении детей с тяжёлыми врождёнными деформациями и повреждениями позвоночника”»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О Положении о Премии Союзного государства в области науки и техники»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О внесении изменений в состав Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «О внесении изменений в состав коллегии Государственного учреждения “Телерадиовещательная организация Союзного государства”»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «Об оплате труда работников Государственного учреждения “Телерадиовещательная организация Союзного государства”»;

Резолюция Совета Министров Союзного государства «О ходе выполнения решений Высшего Государственного Совета Союзного государства от 30 июня 2017 года»;

Резолюция Совета Министров Союзного государства «О ходе выполнения решений Совета Министров Союзного государства»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «Об Основных вопросах к заседаниям Совета Министров Союзного государства на 2019 год»;

Постановление Совета Министров Союзного государства «Об Основных вопросах к заседаниям Высшего Государственного Совета Союзного государства на 2019 год».

Заявления Дмитрия Медведева для прессы по завершении заседания

Из стенограммы:

Д.Медведев: Уважаемый Сергей Николаевич! Уважаемые представители средств массовой информации, коллеги!

Сергей Николаевич практически все итоги подвёл. Во вступительном слове на заседании мы основные позиции союзного правительства назвали. Хочу ещё раз поблагодарить белорусскую сторону за продуктивные переговоры, хорошие условия работы, открытый, доверительный и прямой разговор. Он был именно таким и в ходе заседания, которое только что закончилось, и в ходе двусторонних переговоров, которые проходили за закрытыми дверями.

Ещё раз хочу акцентировать внимание на теме союзного строительства. На мой взгляд, и на взгляд моих коллег, на этом завязано будущее развитие союзного проекта. Мы всё время отвечаем на вопросы, где заканчивается одна интеграция и начинается другая, что лучше, что важнее... Хочу сказать, союзный проект, проект Союзного государства может быть совершенно иначе исполнен, если мы приложим старания к тому, чтобы реализовать договор, подписанный в декабре 1999 года, включая создание структур, которые до сих пор не созданы, но которые этим договором предполагаются. Это откроет абсолютно новую страницу в интеграции между нашими странами и позволит нам решать самые разные вопросы, включая вопросы финансово-экономического взаимодействия, политических консультаций и массу других вопросов, которые по договору 1999 года отнесены к его компетенции.

Итоги, как я уже сказал, были названы моим коллегой. Действительно, торгово-экономическое сотрудничество развивается. Здесь трудно не отметить, что статистика позитивная, товарооборот уже составляет 30 млрд долларов практически, рост на 13%. Здесь есть и объективный вклад, и просто изменение рынков, но в любом случае тенденция неплохая. Кооперация промышленная тоже развивается, но по-разному, кстати сказать, на это мы всегда – и я, и мой коллега – обращали внимание. Я имею в виду и крупные производства по выпуску машиностроительной продукции, и научно-технологическое пространство.

У нас есть 12 союзных программ, часть из них мы сегодня тоже рассматривали, подписывали документы. На их финансирование уже направлено более 3 млрд российских рублей, но некоторые из них быстрее реализуются, некоторые медленнее. Некоторые, в частности, очень полезны для обеспечения медицинских услуг и решения целого ряда других задач, востребованных на обычном, человеческом уровне. Думаю, что нужно обязательно эти программы продолжать.

Мы договорились дальше заниматься снятием барьеров в торговле, в инвестициях. Это постоянная работа, которой мы занимаемся и на уровне Союзного государства и союзных правительств, правительств России и Белоруссии, и на треке, направлении евразийской интеграции.

Сегодня подписано много разных документов, один из них о котором сказал Сергей Николаевич, не подписан, но надеюсь, что в ближайшее время все процедуры будут завершены и этот документ будет готов к подписанию. Тем более что он посвящён весьма важной проблематике, над которой мы работали в последнее время.

Одобрен проект бюджета на следующий год: доходы – более 7 млрд российских рублей, расходы – около 6,3 млрд рублей. Значительная часть, что действительно важно, идёт на фундаментальные исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, развитие проектов в сфере промышленности, энергетики, транспорта, связи. И мы запланировали ряд расходов на социальную политику, безопасность, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, образование и здравоохранение.

Последнее – но не по значимости, о чём уже Сергей Николаевич сказал: действительно, место проведения союзного Совмина абсолютно символическое – это Брест, город-герой. И здесь мы одобрили план мероприятий по подготовке к празднованию важнейших событий в нашей совместной истории – 75-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в следующем году и 75-летия нашей общей Победы в Великой Отечественной войне в 2020 году. У нас, кстати, совсем недавно состоялся оргкомитет Победы, который проводил Президент, посвящённый этому событию. Так что хорошо, что наше пребывание на белорусской земле, именно в Бресте, с этим также связано.

Хочу ещё раз поблагодарить белорусских коллег за гостеприимство. Мы увидимся уже достаточно скоро на других мероприятиях, включая тот же союзный Совмин, но в Российской Федерации.

Перед началом заседания российская и белорусская делегации посетили мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» и осмотрели экспозицию «Музей войны - территория мира».

Председатель Правительства России Дмитрий Медведев и Премьер-министр Белоруссии Сергей Румас возложили венки к Вечному огню.

Справочно:

Брестская крепость построена в середине XIX века на месте старого города Бреста, при слиянии рек Мухавец и Буг. С 22 сентября 1939 года в крепости размещались части Красной армии, которые 22 июня 1941 года начали героическую оборону Брестской крепости, продолжавшуюся до июля 1941 года. В обороне крепости принимали участие советские солдаты и офицеры более чем 30 национальностей. 28 июля 1944 года Брест был полностью освобождён от немецко-фашистских захватчиков.
8 ноября 1956 года в восстановленной части оборонительной казармы открыт Музей обороны Брестской крепости, 8 мая 1965 года ей присвоено почётное звание «Крепость-герой». А 25 сентября 1971 года на центральном острове Брестской крепости, Цитадели, был открыт мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» и в присутствии более 600 ветеранов гарнизона зажжён Вечный огонь.

Мемориальный комплекс расположен на территории 70 га и объединяет музеи и произведения монументальной скульптуры и архитектуры, созданные в 1960-е годы XX века. Основные объекты – Главный вход в виде звезды, скульптурная композиция «Жажда», Главный монумент, Штык-обелиск, Вечный огонь и плиты мемориала. На территории захоронены останки 1038 погибших в 1941 году воинов, 276 имён увековечены на плитах, остальные похоронены как неизвестные. 22 июня 2014 года в состав мемориального комплекса вошла экспозиция в юго-восточной казарме «Музей войны – территория мира». За годы существования мемориала его посетило свыше 24 миллионов человек более чем из 140 стран мира.

За счёт средств Союзного государства ведутся работы по капитальному ремонту, реставрации и музеефикации объектов комплекса. Объём финансирования в 2018 году составил 96,7 млн рублей.

Яндекс.Метрика