Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь
Тел: +375(17) 2333590, консульский отдел:+375(17) 2224985
Для связи в случае чрезвычайной ситуации: +375(29) 7700762
/ График работы Посольства: 09:00—18:00

Пресс-конференция Посла России в Беларуси Михаила Бабича, посвященная пятилетней годовщине воссоединения Крыма с Россией, Минск, 18 марта 2019 года

Видео пресс-конференции:

 
https://www.youtube.com/watch?v=_fva1DRFzFk

Добрый день, дорогие друзья!

Прежде всего, хочу поблагодарить вас всех за то, что вы сегодня здесь с нами. Сегодня в Российской Федерации отмечается знаменательное событие – пятилетний юбилей вступления Республики Крым и города-героя Севастополя в состав Российской Федерации. Для нас это по-настоящему историческая дата, и я потом в своем вступительном слове раскрою немножко этот тезис. Торжественные мероприятия проходят сегодня по всей России, естественно, и в Крыму, и в Севастополе, и практически во всех административных центрах нашей страны. Проходят мероприятия и в российских загранучреждениях за пределами Российской Федерации. В том числе и наша пресс-конференция является частью этой большой работы. Это хороший повод рассказать о тех больших достижениях в развитии Крыма, которые мы имеем за эти пять лет, рассказать о наших планах по дальнейшему развитию Крыма и Севастополя, ответить на многочисленные вопросы, которые, безусловно, возникают в силу того, что, с одной стороны, пять лет – это юбилей, и мы с вами понимаем, что это дата, но по историческим меркам, конечно, это минимальный срок для того, чтобы дать историческую оценку тем событиям, которые произошли, для того, чтобы подвести какие-то итоги. В большей степени мы сегодня будем говорить о планах развития и планах, которые у нас есть с точки зрения информационного обеспечения этого процесса, потому что в мире, безусловно, эта тема активно обсуждается, разные есть точки зрения, и понятно, что за пять лет всех убедить в своей правоте невозможно, но мы последовательно идем по этому пути, и нам есть, что сказать.

Не буду уходить в далекую историю Крыма, тем более, что вы здесь все люди очень подготовленные и хорошо ее знаете. Хочу начать с 1783 года, когда Екатерина II подписала манифест и Крым стал частью Российской Империи. И на протяжении всего этого периода до Великой Октябрьской социалистической революции не возникал никогда вопрос о принадлежности Крыма. Потом была турбулентность 1917-1918 годов. В 1918 году уже при новом общественно-политическом строе, который образовался в Российской Империи - тогда уже молодой советской республике - соответственно, была создана Советская Социалистическая Республика Таврида, затем в 1921 году – Крымская Автономная Советская Социалистическая республика, которая вошла в состав РСФСР. Дальше вся история Крыма – она была в составе России до известного политического и исторического катаклизма 1954 года, когда достаточно волюнтаристским решением, без должного юридического обоснования Никита Сергеевич Хрущев принял решение о передаче территории Крыма в состав Украинской Советской Социалистической Республики. Тогда это не имело такого политического значения, резонанса. Потому что это была одна страна – СССР,  и не только Крым в период развития СССР передавался из одной составной части, из одной союзной республики, в другую. А вот уже в 1991 году случился второй исторический катаклизм – развал Советского союза. Соответственно началось создание новых государств на базе союзных республик. И вот тогда уже Крым оказался по инерции в составе Украины – уже отдельного суверенного государства.

Там тоже все не просто складывалось. Хочу напомнить, что Крым в своей истории пережил два референдума: один – тот, который мы сегодня отмечаем, его пятилетие. А был еще референдум 20 января 1991 года, который проводился в Крыму с абсолютно убедительными результатами (я их вам напомню: проголосовало тогда почти 82% населения – это 1 млн 400 тыс. граждан) в 93,26% за автономный статус в составе Союза Советских Социалистических Республик. Вот, был такой референдум, за который проголосовало абсолютное большинство граждан. Затем, по итогам этого референдума была принята Конституция Республики Крым, назначен президент Республики Крым и до 1995 года, то есть это, в общем-то, уже в новой исторической реальности, Крым находился в составе Украины, но с этим особым статусом. И после, без проведения всякого референдума - на этом хочу акцентировать ваше внимание, путем различных трансформаций нормативных, принятия указа Президента Украины, законов Украины, Крым растворился и стал одним из субъектов Украины и назывался он с того момента, с декабря 1998 года, когда была принята новая Конституция, Автономная республика Крым. Вот, таким образом развивались события.

И следующий акцент я хотел бы сделать вот на чем. В Крыму всегда проживало очень много русских людей (Крым буду называть обобщенно – считаем, что и Крым, и Севастополь, чтобы не повторяться), которые тяготели к России, считали себя россиянами, но понимали, что так сложились исторические обстоятельства, что они оказались, к сожалению, в другой стране. И у Российской Федерации на разных исторических этапах – ну, во-первых, у огромного количества людей – была такая же ностальгия, родственные связи. И были, конечно же возможности и при Президенте Кучме, и при Президенте Януковиче поставить в каком-то виде вопрос о рассмотрении принадлежности Республики Крым. Так вот, никогда Российская Федерация к этому вопросу даже не подходила, никогда вопрос в такой плоскости не стоял, не обозначался и, естественно, никогда никаких действий в этом плане не производилось. И если бы не трагические, по большому счету (другого здесь определения быть не может), обстоятельства 2014 года, когда 22 февраля, по сути дела, на Украине произошел государственный переворот (мы именно так его можем квалифицировать), и, конечно, когда вся эта воинствующая клика, начиная от лозунгов, призывов и заканчивая конкретными действиями, которые влекли за собой не просто антигосударственную направленность, а прямую угрозу жизни и безопасности людей (а это почти 2,5 млн человек) - эти события подтолкнули самих крымчан проявить активность. Я не буду сейчас перечислять все аспекты, которые происходили в период с 22 февраля по 6 марта. Но, исходя именно из этих событий, из реальной угрозы жизни и безопасности, из того, что произошел государственный переворот, что, по сути, менялся общественно-политический строй в стране, в которую входила Республика Крым и были уже к тому моменту произведены насильственные действия (по крайней мере по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, которые были командированы и в Киев и, потом соответственно, вернулись в Крым) - в этой связи 27 февраля Верховный Совет Крыма после длительных консультаций и трансформаций назначил главой Совета министров лидера партии «Русское единство» Сергея Аксенова. 6 марта парламент Крыма и 7 марта Севастопольский государственный совет приняли решение о вхождении в состав Российской Федерации и назначили на 16 марта общий крымский референдум по этому вопросу. И вот, 16 марта состоялся референдум, как известно, это самая демократичная, фундаментальная форма народного волеизъявления. Прошёл он высокоорганизовано. Хочу обратить внимание, что на него были приглашены все международные наблюдатели, которые хотели бы принять в этом участие и объективно посмотреть, как происходило это волеизъявление. Другое дело, что не все воспользовались этой возможностью, были бойкоты, другого рода заявления. Но еще раз говорю, что были предоставлены все возможности для того, чтобы это произошло максимально легитимно, открыто, прозрачно, чтобы все наблюдатели во всем мире объективно понимали, чего хотят люди, которые живут в Крыму. Результаты референдума – они тоже, в общем-то, говорят сами за себя – явка составила 83%, большинство (96,8 % – в Крыму и 95,7% в Севастополе) проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации. 17 марта Верховный Совет Крыма на основании этих результатов принял постановление о независимости от Украины, а 18 марта Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, руководство Крыма и мэр города Севастополя подписали договор о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав России. Договор был одобрен Госдумой и Советом Федерации, а 21 марта Президент Владимир Владимирович Путин подписал закон о ратификации договора о присоединении Крыма и Севастополя к России и федерального конституционного закона о процедуре их вхождения в состав России. Вот, собственно так, достаточно динамично происходили эти события, поистине исторического масштаба. Но еще раз хочу обратить внимание, что все это было производной государственного переворота, который произошел на Украине, никто к этому не готовился, никто к этому не стремился, никто никаких действий специальных к этому не предпринимал и, если бы не эти события, которые происходили, может быть мы сейчас бы обсуждали эту тему совершенно в другом контексте. История не имеет сослагательного наклонения – произошло, так произошло – и Крым, и Севастополь вошли добровольно абсолютным большинством голосов, отданных на референдуме, в состав Российской Федерации. И сейчас мы уже можем подводить пятилетний итог этого исторического события.

Хочу сразу сказать несколько слов, чтобы предвосхитить какие-то вопросы о международно-правовых аспектах этого воссоединения.

Статья 138 Конституции Украины прямо относит к ведению Автономной Республики Крым «организацию и проведение местных референдумом» без каких-либо ограничений по их предметному содержанию. Это было прямое право граждан Крыма выразить свою волю, свое отношение к тому вопросу, который был вынесен на референдум. Таким путем, кстати, в свое время прошли Косово, Турецкая Республика Кипр, Абхазия, Южная Осетия, Черногория, и, в общем-то, история знает достаточное количество прецедентов, часть из которых признавалась международным сообществом, часть не признавалась, но правовая основа везде была одна и та же. Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в первой статье Устава ООН. В первых же статьях как международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, так и Пакта о гражданских и политических правах прямо записано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». То есть, имеется большая подборка нормативно-правовых актов, международных нормативно-правовых актов, международной практики, международных прецедентов, которые однозначно доказывают, что у народа Крыма, особенно в тех чрезвычайных обстоятельствах, в которых люди оказались совершенно неожиданно, было полное и моральное, и юридическое право поставить такой вопрос на референдум, и уже по итогам референдума принять решение. У Российской Федерации, естественно, были все основания поддержать и принять итоги этого референдума и выполнить те юридические процедуры, которые, собственно, и были выполнены.

Но, соответственно, состоялось событие, еще раз повторю, что к нему никто не готовился, в том числе, кстати, и в экономическом плане. Надо понимать, что за предыдущие 20 с лишним лет Крым – это был такая, знаете, глубокая-глубокая периферия, в которой умышленно был снижен уровень социально-экономического развития (то есть и дотации, и преференции различные, которые, как мы понимаем, должны были выделяться, они выделялись несоразмерно). Крым постепенно за 20 с лишним лет превратился в такой, совершенно депрессивный регион, который выживал, так сказать, в большей степени на своих связях с Россией, на своих курортных возможностях, ну и на такой бытовой инициативе самих людей. Если сравнить как развивались другие регионы Украины и взять их уровень бюджетной обеспеченности, то, конечно, это был несопоставимый уровень. И, приняв эти два региона в состав Российской Федерации перед руководством страны встала ключевая задача – выровнять уровень социально-экономического обеспечения, потому что вот в таком разрыве, в таком соотношении, в котором был уровень благосостояния людей, платежеспособность населения – граждане регионов одной и той же страны жить не должны.

В этой связи была проведена колоссальная работа. Поверьте, знаю, о чем говорю – колоссальная работа, прежде всего, по формированию нормативно-правовой базы. Надо понимать, что вопросы собственности, имущества, управления экономикой, кадрового обеспечения, я уже не говорю - вопросы государственных программ, которые финансируются из государственного бюджета – это были две разные юрисдикции. И в самый короткий срок даже для того, чтобы просто технически осуществлять платежи, необходимо было сформировать нормативно-правовую базу. Это не просто, потому что огромное количество вопросов перед нами встало совершенно неожиданно: каким образом была собственность учтена, кому она принадлежала, кто хотел себя в этом проявить, а кто не хотел, ну и так далее, заканчивая реальной экономикой, которая, по большому счету, функционировала очень слабо и в этой связи (помимо работы по гармонизации нормативно-правовой базы, а на самом деле, по сути дела, создании нового правового поля), была принята федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя объемом 1 триллион рублей. В 2015 году такая программа принята, срок ее действия рассчитан до 2022 года. Но, полагаю, все это понимают, в 2015 году программу приняли, но выделять деньги с 2015 года было невозможно, потому что нужно было разработать проект сметной документации, произвести инвентаризацию имущества, разработать эти программы, подготовить кадры, принять необходимое нормативное обеспечение и так далее. То есть, масштабно деньги по этой программе начали выделяться только полтора-два года назад. Два года ушло на всю эту подготовительную работу. И на сегодняшний день страна полностью готова к тому, чтобы эту программу реализовать (мы сейчас об этом ниже поговорим), многие проекты уже находятся в работе, они очевидны для всех. Тем не менее, на 2019 год и ближайшие три года (т.е. 2019, 2020 и 2021) из этого триллиона будет потрачено на социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя 310 миллиардов рублей (все первые три года). Соответственно, в 2022, 2023, 2024 и 2025 гг. будут освоены все остальные средства в рамках тех программных мероприятий, которые сегодня зафиксированы в данной программе. К 2022 году ставится задача удвоения валового регионального продукта, на сегодняшний день объем инвестиций в основной капитал на душу населения уже увеличился в 3,3 раза в Крыму и в 4,3 раза в Севастополе. К 2022 году мы планируем, что он увеличится в 4,4 раза в Крыму и в 7 раз в Севастополе. Реальная зарплата населения с момента вхождения в состав Российской Федерации, а также пенсии и пособия, выросли в 2-2,5 раза и приблизились к общероссийскому уровню. Оговорюсь, мы понимаем, что пока и Крым, и Севастополь находятся во второй половине этой таблицы. Понятно, что это одномоментно сделать невозможно, но, тем не менее, на сегодняшний день мы уже практически выравниваем этот уровень бюджетной обеспеченности и полагаем, что к 2022 году и Крым, и Севастополь будут в числе таких, как минимум, крепких середняков. Может быть за счет инициативы людей, благоприятных факторов экономического развития, которое мы сегодня наблюдаем, туристического потенциала - даже войдут в число лидеров. Один из примеров социального развития (их много на самом деле - появились десятки школ, детских садов, объектов здравоохранения): но с 2008/2009 и до 2014 года, при Украине, было создано всего 240 мест в дошкольных учреждениях. После вхождения в состав Российской Федерации, вдумайтесь в эту цифру, создано более 20 тысяч мест в дошкольных учреждениях, т.е. у нас Крым и Севастополь практически сейчас вышли  на общероссийский стандарт - когда для детей от 3 до 7 лет практически нет очереди в детские сады. И сейчас у нас принята новая программа: дети от 1,5 до 3 лет в ближайшие три года должны быть обеспечены местами в яслях и детских садах. Это один из примеров.

На территории Крыма с 2015 года действует свободная экономическая зона. Очень важно сказать еще вот о чем… Практически все были свидетелями – как только произошли эти исторические события, в отношении Российской Федерации были введены масштабные санкции: экономические, политические, персональные и т.д. Все субъекты экономической деятельности, которые сегодня работают в Крыму или предполагают работать в Крыму, они находятся вообще под очень серьезными ограничениями от этих санкций. И поэтому вопрос привлечения бизнеса, развития бизнеса – он еще ограничивается этим внешним давлением, которое мы испытываем. Мы понимали, что это будет неизбежно, осмысленно на это шли, адаптировались к этим вещам, но, тем не менее, это в значительной степени, конечно, замедляет динамику развития. Без этого все, конечно, шло бы совершенно по-другому, в том числе и с точки зрения международных инвестиций, которые там могли быть. Потенциальные международные инвесторы проявляют огромный интерес к этой территории. Но эти ограничения пока не позволяют в полном объеме вести инвестиционный процесс, хотя мы понимаем, что обойдемся и собственными силами.

Так вот, была создана свободная экономическая зона. Работает на сегодняшний день 1700 резидентов с обязательствами по инвестициям в объеме 75 млрд. рублей по созданию 45 тысяч рабочих мест. На сегодняшний день уже реализовано проектов на 45 млрд. рублей и создано 30 тысяч рабочих мест. Вы знаете, что не только наши западные, так называемые партнеры, но и сама Украина приняла целый ряд недружественных действий. Это было связано с энергообеспечением, водообеспечением. В этой ситуации, в режиме достаточно жёсткого тайминга, руководству страны пришлось принимать нетривиальные решения в связи с энергоблокадой - еще в ноябре 2015 года налажен временный энергомост. Сегодня мы создали предпосылки для устойчивого инвестиционного процесса. Вы знаете, сейчас в Крыму проходит торжественное мероприятие – уже введены в строй Балаклавская и Таврическая ТЭС большой мощности, введена Сакская ТЭС. Сегодня мы, безусловно, обеспечили Крым необходимым объемом энергетических возможностей, обеспечили с запасом, с пониманием того, что если будет развиваться инвестиционный потенциал, то потребуются дополнительные энергетические мощности. Но это станция самого современного уровня, вы будете свидетелями, сейчас это все будет активно транслироваться и увидите, что это за масштабные такие объекты, которые полностью обеспечат энергетическую независимость Крыма и Севастополя, безопасность людей в этой части.

         В 2018 году был открыт международный аэропорт (если кто-то не видел, рекомендую посмотреть, оно того стоит) на 7 миллионов пассажиров в год. Средний аэропорт, который у нас работал в Приволжском округе (за 7 лет мы построили 9 аэропортов) – у него средняя пропускная способность была где-то от 2 до 3 миллионов пассажиров в год. Вот посмотрите – в Крыму построили аэропорт на 7 миллионов человек. Но правда, я вам должен сказать, что вчера пытались взять в отпуск билеты в Крым на июль – билетов нет. Так вот – аэропорт получил название известного художника-мариниста Ивана Айвазовского. Еще один мощнейший инфраструктурный проект – вы знаете тоже, и Российская империя, и Советский Союз, и даже немцы пытались этот проект реализовать, построить (как он сейчас называется) Крымский мост. В кратчайшие сроки - по всем аналогичным примерам с точки зрения инженерных возможностей, гидрологии, которая есть на этой территории и других трудностей - в мае 2018 года мы ввели в эксплуатацию автомобильную часть этого моста и в декабре 2019 года, соответственно, будет введена железнодорожная часть этого моста и он полноценно будет функционировать. 19 км – это только сам мост, плюс подходы и так далее, развязки, которые строились, еще раз говорю, в сложнейших гидрологических условиях. Я сам неоднократно бывал там в момент строительства – стоило посмотреть! Такого рода объектов мы давно не строили. И на сегодняшний день автомобильная часть активно функционирует. Как только будет запущена железнодорожная часть, то в значительной степени улучшится сообщение с материком, что повлечет за собой и дополнительный рост экономического потенциала региона, но и, конечно, дополнительные туристические возможности. Финалом этой работы по дорожной инфраструктуре, я не говорю про дорожное строительство на самом полуострове, будет запуск автомобильной четырехполосной трассы «Таврида», которая пройдет с востока на запад, а это 250 км. Ее стоимость - это еще 130 млрд. рублей (моста - 228 млрд. рублей, не считая стоимости подходов и развязок). К концу 2020 года эта транспортная инфраструктура будет окончательно сформирована, что в значительной степени улучшит возможности автомобильного, и, в целом, транспортного сообщения внутри Республики и ее связи с материковой частью Российской Федерации.

Огромное внимание уделяется развитию туристического потенциала. За 2018 год туристический поток сложился в объеме 6,5 млн. человек, т.е. мы перешли украинский уровень и полагаем, что в 2019 году этот поток еще нарастет. Он сейчас уже ограничивается не с точки зрения того хотят или не хотят люди туда ехать, а с точки зрения готовности инфраструктуры принять такое количество людей и обеспечить качественный сервис. И в этой части сейчас идет активное развитие гостиничного комплекса, сферы услуг. В ближайшие 4-5 лет, т.е. до завершения федеральной целевой программы эта задача тоже будет решена и это будет уже совершенно другой уровень обеспечения отдыха россиян и всех наших гостей. Собственно, опыт Сочи хорошо это показывает. Кто был в Сочи до 2014 года и кто приезжает в Сочи после 2014 года – всем хорошо понятна разница, что такое развитие туристического потенциала и создание для этого необходимых условий.

Вы знаете, что одним из первых решений Президента России Владимира Владимировича Путина было принятие Закона о государственных языках и в Крыму у нас три государственных языка – это русский, украинский и крымско-татарский. Межнациональным отношениям уделяется огромное внимание, это важнейший элемент социального мира, согласия, исторической справедливости, если хотите, и сегодня делается все для того, чтобы люди любой национальности, особенно титульных, системообразующих национальностей не испытывали в этом плане никаких проблем, а, наоборот, чувствовали себя совершенно равноправными гражданами. Поэтому принят не только Закон о государственных языках, но обеспечены условия для получения образования на этих языках. Есть школы сугубо национальные, а есть те, в которых осуществляется преподавание предметов на государственных языках Республики Крым и города Севастополя. В этой связи, конечно, большое внимание уделяется и работе с крымско-татарским населением. Вы знаете, что были определенные трения с предыдущим составом руководства крымско-татарского объединения, с Меджлисом. Но на сегодняшний день в Республике Крым функционирует более 30-ти национальных НКО, в которых только в активной фазе участвует свыше 30 тыс. человек, т.е. это актив, ни считая детей, пенсионеров и т.д.  И эта работа ничем не ограничивается - только желаниями самих людей. Если что-то нужно будет еще – значит, будут создаваться необходимые для этого условия: культурные, образовательные, любые другие. Еще раз повторю, что ошибок, которые были сделаны в предыдущие годы (не будем называть их авторов), мы, конечно же, не повторим, а, наоборот, создадим самые комфортные условия для того, чтобы люди себя хорошо чувствовали дома, на родной земле и делали все для ее дальнейшего развития.

Ну и еще один аспект я хочу затронуть. Он, безусловно, у всех на слуху - это обеспечение безопасности Республики Крым, населения, гостей и обеспечение национальной безопасности как части территории Российской Федерации. В этом плане звучит очень много агрессивной риторики, особенно от украинского руководства - понятно, что это элементы блефа и политической игры. Нам ее правила и причины хорошо понятны. Тем не менее, в Крыму созданы все необходимые группировки войск и сил (не буду это раскрывать, тем более что многое находится в открытом доступе), которые гарантированно обеспечивают безопасность Крыма в составе Российской Федерации; задачи, которые решает Черноморский флот по своему предназначению обеспечивают надежную охрану государственной границы. В этой части приняты все меры, решения, они уже реализованы практически, и ни у кого не должно быть никаких сомнений в том, что эта тема тоже полностью закрыта и надежно контролируется российским руководством.

Коллеги, в качестве вступительного слова достаточно. Я готов ответить на ваши вопросы и еще раз напоминаю, что тема нашего брифинга посвящена 5-летию вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации и просил бы вас ограничиться этим направлением нашей сегодняшней работы.

 

Ответы Посла России в Беларуси на вопросы журналистов в ходе пресс-конференции, посвященной пятилетней годовщине воссоединения Крыма с Россией.


«Интерфакс-запад»

Собирается ли Москва настаивать на том, чтобы Минск официально признал вхождение Крыма в состав России?

– Почему-то так и знал, что Вас будет интересовать все-таки не Крым, а, ну, как бы Крым, но и вот как-то рядом с Крымом. Знаете, вот совсем недавно был «Большой разговор» с Президентом Республики Беларусь. Александр Григорьевич Лукашенко его проводил, Вы все практически были его участниками. И он на эту тему очень подробно высказался: это высказался Президент суверенного независимого государства, который сформулировал государственную позицию, и иных оснований комментировать то, что он высказал, у нас нет, и мы исходим из того, о чем сказал Президент.

 

«Сонар-2050»

…Первый вопрос – по логистике и второй - по белорусам в Крыму.

Как будет развиваться транспортное сообщение между Беларусью и Крымом и появится ли прямой рейс Минск-Анапа?

– Безусловно, если бы было желание белорусской стороны, то Российская Федерация сделала бы все, чтобы появились и прямые рейсы. Мы понимаем, что это будет иметь последствия для белорусских авиакомпаний. Здесь нужно исходить из объективных реалий на сегодняшний день.

Сейчас не могу сказать в деталях, допустим, есть ли ограничение для рейса Минск-Анапа. Но по системе работы могу сказать, что ограничение может быть только в одном – пропускная способность самого аэропорта. Если таких ограничений нет, и аэропорт способен принимать (прим. – больше рейсов), а у белорусских авиационных перевозчиков будет желание увеличить количество рейсов в этой части, Российская Федерация заявку удовлетворит в объеме возможности самого аэропорта.

Будем развивать другие дополнительные коридоры и возможности. Тем более, сейчас с учетом запуска железнодорожной части моста (прим. – между Крымом и материковой частью РФ), эти возможности, в определенной степени, увеличатся. Здесь, в большей степени, нужна больше инициатива самих белорусских властей. Если такой расчет будет произведен и будет такая заявка, российская сторона и я, как представитель Президента по торгово-экономическому сотрудничеству, конечно, сделаем все, чтобы эту заявку удовлетворить и эти проблемы минимизировать.

Как будет выстраиваться связь с белорусской диаспорой Крыма, которая является четвертой по численности среди национальных меньшинств? Сейчас в связи с объективными причинами прямые коммуникации с диаспорой усложнились (Сонар-2050).

– Почему они осложнились - от того что они стали россиянами? Так у нас, посмотрите, еще 84 субъекта в Российской Федерации и там везде есть белорусские диаспоры. Ни у кого ничего не осложнилось.

Будут ли особые программы для белорусской диаспоры по поддержанию отношений с этнической родиной? (Сонар-2050)

– Это не может быть инициативой российской стороны. Если у белорусской стороны в этом плане будут какие-то предложения, то они будут реализованы в самой комфортной форме. Мы даже не выделяем крымскую диаспору или в каком-то другом регионе: Самарской области, Владивостоке и так далее.

Я понимаю, что, возможно, психологически еще не привыкли, но Крым – это часть Российской Федерации, субъект Российской Федерации, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому для диаспоры и для всех культурных и национальных автономий создаются все условия, чтобы они чувствовали себя предельно комфортно.

 

«ИМХО-Клуб»

По информации крымских информагентств в 2017-2018 годах Беларусь вышла на первое место по импорту товаров в республику Крым. Номенклатура белорусских товаров традиционная – это промышленность, продукция машиностроения, продукция сельского хозяйства, продовольствие. На Ваш взгляд, какие еще могут быть точки роста в экономических отношениях между Республикой Беларусь и Крымом? Это ведь дорога с двусторонним движением, в каких еще областях Крым может нарастить свой импорт в Республику Беларусь?

– Боюсь, что потенциальный импорт Крыма в Республику Беларусь, который можно будет нарастить, будет прямо конкурировать с белорусским товаропроизводителем. Поэтому это вопрос регулировки со стороны белорусских властей.

Здесь за этим очень внимательно следят и щепетильно относятся к дефициту и профициту торгового баланса. Поэтому это вопрос таких предпринимательских отношений.

Хочу еще раз повторить эту мысль, она должна «красной нитью» пройти, что в Крыму действуют все законы Российской Федерации. Все возможности есть для инвестиционного развития, для развития торговли, прямых кооперационных и прочих связей - все, чем Крым будет интересен. Понятно, что основная сфера, которая развивается – это сфера туристических услуг.

Мы огромное внимание уделяем и развитию промышленного потенциала Крыма. Сегодня начинают возрождаться судостроительные заводы, судоремонтные заводы, целый ряд предприятий машиностроительного комплекса. Естественно, развивается агропромышленный комплекс.

Я, почему и сказал о конкуренции, нужно смотреть, что хочет сама Беларусь в этой части. Границы все открыты, возможности все и условия есть. Поэтому только добрая воля двух стран – и полный вперед.

 

«КоммерсантЪ»

У меня вопрос касается российско-белорусских отношений, но подогнать под обозначенную Вами тему совсем несложно. Поскольку последние действия и заявления российских властей о необходимости углубления интеграционных процессов в рамках Союзного государства многие уже трактуют - и эксперты, и наблюдатели, и даже здесь в Минске белорусские власти - как «подготовку нового Крыма». То есть интеграцию настолько тесную России и Беларуси, что это может на это походить (прим. – включение Крыма в состав РФ). Вы можете прокомментировать такой ракурс, такой взгляд на все, что происходит в последние месяцы в российско-белорусских отношениях?

– Я не буду углубляться в российско-белорусские отношения, но частично на Ваш вопрос отвечу, потому что он лежит на поверхности.

Действительно, мы наблюдаем в информационном пространстве попытку проведения подобного рода параллелей. Хочу сказать, что это такой образец совершенно неприкрытой, циничной информационной провокации.

Никакой корреляции между событиями в Крыму 2014 года и нашими взаимоотношениями с Республикой Беларусь даже близко нет.

Я в самом начале разговора сказал о том, что и в 2014 году в Крыму ничего бы не было, скорее всего, если бы не те события и те действия украинских властей, и тех, кто ими управлял извне, по отношению к самой Украине и русскоязычному населению. Это спонтанное развитие событий, которое, к счастью, прошло достаточно цивилизованно, по крайней мере, бескровно, без потерь и с хорошим конечным результатом, который мы получили в 2014 году и можем прокомментировать по истечении пяти лет. 

Все остальное - эта такая информационная диверсия, которая имеет совершенно понятные цели, о которых мы достаточно часто и подробно с вами говорим.

 

Международное общественное объединение «Русь единая»

В сферу наших интересов входят такие негативные явления, как русофобия, неонацизм и, конечно, инспирированный раскол в православии. В связи с этим вопрос, на который Вы уже отчасти ответили, но я хотел бы, чтобы Вы дали четкую оценку динамике межэтнических, межконфессиональных отношений на сегодняшний день в Крыму, как Вы оцениваете? И второй очень коротенький вопрос: как Вы относитесь к инициативе Владимира Жириновского переименовать Республику Крым, предать ей старое доброе название Таврида? Спасибо.

– Значит, что касается межэтнических, межнациональных, межконфессиональных отношений - еще раз повторюсь, что это, наверное, ключевой вопрос построения гражданского общества вообще в любом субъекте Российской Федерации, потому что, это вы знаете, что Россия очень многонациональная страна и у нас очень много нюансов. У нас только 22 национальные республики, чего уже там говорить - ничего в мире подобного не существует. И естественно, когда происходили события в Крыму и мы понимали все риски, которые связаны с запущенностью этого вопроса, многолетней запущенностью этого вопроса в Республике Крым, то самое серьезное внимание было уделено этому вопросу. Я уже сказал о трех государственных языках, и я вам скажу так, что понятие государственный язык субъекта федерации… Российская Федерация – это единственная страна в мире, в которой есть государственный язык субъекта федерации. У нас это еще – вот сейчас цифру назвал: 22 республики, 22 субъекта, в которых функционирует более 30 государственных языков. И, соответственно, в Крыму было принято решение - три государственных языка. Хотя не простое решение, особенно на фоне тех взаимоотношений с Украиной, так сказать, и так далее… Тем не менее, оно было принято практически и сразу, и предопределило все дальнейшее развитие вот этой тематики наших отношений. Максимально было либерализовано законодательство об общественных организациях, созданы условия для появления нужного для людей количества НКО. Вот сколько потребовалось им создать, чтобы самовыражаться, иметь возможность и площадку для самореализации, в том числе в национальном и наднациональном плане, столько и было создано. И на сегодняшний день приняты все необходимые в рамках субъекта федерации и Крыма, и Севастополя программы национально-культурного развития, развития национально-культурных автономий, учебников, музеев, памятных мест, памятных дат. То есть, это огромная программа, которая позволяет реализовать свои и национальные, и конфессиональные предпочтения любому гражданину, который проживает в республике. Или которые собираются там проживать. И спасибо вам за вопрос, еще раз мы сделали с вами акцент на том, что это важнейшая часть государственной работы в отношении Крыма и Севастополя.

Вот, что касается инициативы Владимир Вольфовича, я, знаете, сторонник того, чтобы любые инициативы, связанные, так сказать, с территорией, с землей, они происходили с земли. Вот если люди этого захотят, значит, эта инициатива имеет право на жизнь. Если люди этого не хотят, наверное, не стоит им чего-то навязывать. И, я думаю, что и к этому вопросу нужно подходить также. Да, может быть и такое название, тем более оно историческое название, но это должна быть инициатива людей, тогда от этого и будем отталкиваться.

 

«Наш Гомель»

Белорусские дети уже многие годы продолжают ездить на оздоровление в европейские страны, несмотря на достаточно сложные отношения с европейскими странами, с санкциями. Было ли предложение какое-то с российской стороны по оздоровлению белорусских детей в Крыму и прорабатывается ли этот вопрос в целом? Спасибо.

– Да, вы знаете, это очень-очень важный вопрос. Вы знаете, что буквально вот несколько недель назад прошла большая встреча президентов в городе Сочи. И целый день был посвящен как раз повестке гуманитарного сотрудничества между Россией и Беларусью. Это были и вопросы образования, и культуры, и развития спорта, и патриотического воспитания. И одно из предложений, которое мы сейчас активно осуждаем с нашими коллегами из Минкультуры, Минобразования Республики Беларусь, это создание специальных возможностей для белорусских детей для оздоровления. И в сочинских, и в крымских наших здравницах в рамках различных наших программ образовательных, воспитательных, патриотических. Это касается и лагерей "Артек", "Орленок", это касается и других наших возможностей, которые сегодня есть в Крыму по созданию условий не только отдыха детей, но и получения дополнительных возможностей в образовательном, в культурном и в воспитательном плане. И такого рода предложения со стороны Российской Федерации в ближайшее время будут сделаны. Кроме того, я скажу, что мы готовим эти предложения к совместным коллегиям, которые будут проведены в апреле месяце, и министерств образования, и министерств культуры. Эти вопросы докладывались президентам в Сочи, и были ими одобрены и поддержаны, и, я надеюсь, что мы в ближайшее время практически сможем эти вопросы и задачи реализовать.

 

«112. Украина»

Прежде всего, спасибо за предоставленную информацию, но хотелось бы узнать, для чего вы проводите такую пресс-конференцию, учитывая, что вопрос Крыма — это все-таки российско-украинские отношения, а пресс-конференция на территории Беларуси? Спасибо.

– Здесь нет ничего удивительного, я вначале нашего разговора сказал, что провожу ее не только я, проводит ее значительное количество руководителей наших дипмиссий за рубежом. Почему мы это делаем? Потому что вы знаете, что в отношении крымского вопроса, если можно его так назвать, да и собственно наших взаимоотношений с Украиной в этой связи, идет мощнейшая информационная кампания во всем мире, которая, в значительной степени, фальсифицирует реальное положение, дает недостоверную информацию, микширует фактологией, историческими фактами и так далее. И наша задача – максимально подробно разъяснить людям не только в России, в России, кстати, это почти ни у кого сейчас не вызывает сомнений, а наша задача за пределами России провести широкую информационно-разъяснительную работу, чтобы люди понимали все от начала до конца, и почему эти обстоятельства сложились, и как события развивались, и как сегодня люди живут в Крыму, и что мы собираемся там делать в ближайшее время. И то, с каким добрым отношением, кстати, относимся и к украинским гостям, которые и приезжают сейчас в Крым. И я уверен, что чем дальше, тем больше будут приезжать в Крым. И тоже в этом плане не будет никаких ограничений, наоборот, будем создавать для них самые комфортные условия и возможности. Вот, поэтому здесь нет ничего удивительного, это делаю не только я, это делают практически все наши дипломатические миссии.

 

«Евразийское партнерство»

Уважаемый господин Посол, не могли бы Вы в нескольких словах обрисовать демографическую ситуацию в Крыму: что изменилось за эти годы, в каком ключе, структурно, и, главное меня интересует, я думаю, и публику, - насколько активно россияне с материка, если можно так выразиться, с удовольствием хотят переехать на полуостров, и как власти полуострова - жильем организуют, если есть такие возможности, выделяется ли земля, как это все происходит?

– Как мне кажется, думаю, и все с этим согласны, пять лет - конечно, не очень большой срок, чтобы демографические изменения произошли, по понятным причинам. И нам бы хотелось, чтобы это было быстрее. Я не могу сейчас в деталях сказать, какая там динамика и какие тенденции, но я знаю точно одно: что повышение уровня жизни людей способствует изменению в положительную сторону демографической ситуации. А так как все объективные экономические показатели сегодня говорят о том, что уровень жизни людей растет и у этого уровня есть огромный потенциал развития, я убежден, что к рубежу 2022 года и дальше, действительно, и Крым, и Севастополь - это будут одни из самых сильных в экономическом плане регионов страны, и для этого сегодня все делается. Поэтому демографическая ситуация, уверен, будет меняться в лучшую сторону, как, кстати и по всей России. Просто нужно, чтобы время какое-то прошло.

По поводу переезда. Знаете, миграционный поток положительный, сальдо положительное. Если на бытовом уровне сказать - то, что я слышу от своих друзей, знакомых - огромный интерес. Другое дело, вы правильно подметили сейчас, что для этого нужно создавать и условия для приобретения жилья, а жилье сегодня, стоимость жилья, начинает расти. То есть как прямая пропорция: чем выше популярность той или иной территории, тем выше стоимость жилья, ничего с этим не сделаешь, так устроен рынок, поэтому нужно принимать дополнительные решения экономические, административные для того, чтобы действительно создавать условия для переезда. Но очень важно понимать: для того, чтобы люди переезжали, должна быть создана инфраструктура. Хуже даже будет, если все поедут, а условия для этого не созданы. Это и дискредитация, собственно, самой работы, которая там проводится, и осложнение жизни для коренного населения, чего тоже не хотелось бы допускать.

Поэтому, если мы говорим о том, что Крым - это такая всероссийская здравница, то, прежде всего, конечно, будут строиться (и строятся сегодня в огромном количестве) санатории, дома отдыха, специальные базы отдыха и так далее. То есть любая предпринимательская инициатива в этом плане очень активно поощряется, и в этом есть меры государственной поддержки. Очень активно развивается ведомственный сектор, потому что наши крупные корпорации, наши крупные компании, министерства и ведомства очень активно сегодня инвестируют в развитие санаторно-курортной базы.

Знаете, глава Крыма, Сергей Аксенов, он именно такую политику и проводит. Он, как челнок, ездит по регионам, разговаривает с каждым губернатором и каждому губернатору говорит приблизительно одно и то же: пожалуйста, выбирай место, выбирай площадку, забирай либо какой-то недострой, либо какое-то, так сказать, «старье», которое есть, либо бери какой-то чистый участок земли и, пожалуйста, строй для своего региона. Так же для руководителей компаний и так далее. Вот такая его работа, она дает очень большой эффект. Я знаю просто отзывы наших губернаторов, которые очень активно развернулись к этой работе, и сегодня многие из них кто уже строит, кто сейчас буквально находится в стадии принятия решения. Тут вопрос, чтобы земли всем хватило, потому что, еще раз повторю: уже 6,5 миллионов туристический поток, и динамика там плюс 10-15 процентов в год, тут надо понимать, что емкость имеет свои ограничения пока.

 

politring.com

- Вы сейчас говорили об инвестициях в Крым. Поскольку мы являемся одним Союзным государством, входим в Таможенный союз, есть ли какая-то информация об интересе белорусского бизнеса, белорусских инвесторах в Крыму?

– Как к специальному представителю Президента по торгово-экономическому сотрудничеству, ко мне такого рода вопросы не поступали от белорусского бизнеса, от руководителей Беларуси. Поэтому в моем представлении, либо все хорошо и так развивается все хорошо, либо пока все находятся в стадии принятия решения.

Но повторю ту мысль, что как только такой интерес возникнет, или такого рода запрос возникнет, конечно, мы сделаем все для того, чтобы его в полном объеме реализовать.

 

«Спутник - Беларусь»

Как вы все-таки относитесь к заявлению белорусского МИДа, в котором нелицеприятно оценили вашу деятельность, как Посла и в частности последнее интервью «РИА Новости»?

– Еще раз повторю, что я дал достаточно много комментариев по этому поводу. И не только я, и российский МИД, и так далее. Но давайте так, чтобы подытожить, я отвечу на ваш вопрос. Все равно вы не успокоитесь, будете везде на всех углах этот вопрос задавать.

Конечно, можно было глупостью ответить на глупость, хамством ответить на хамство, ну и вы понимаете, что нам есть что по этому поводу сказать. Но разве это был бы признак большого ума или признак высокого уровня дипломатических способностей в этой части? Разве наши российско-белорусские отношения в целом - их масштаб, их перспектива, их историческое значение стоят того, чтобы мы сейчас вступали в какую-то кухонную перебранку, которая возникла на ровном месте… И мы дождемся, пока коллеги объяснят, что их так в этом плане возбудило.

Я бы здесь сказал о двух других моментах. Несколько раз, и совсем недавно Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко сказал очень правильную вещь, что в мире очень много участников, людей, групп, государств, которые хотели бы, ждут, предпринимают определенные усилия, для того, чтобы два братских народа, два самых близких союзника на чем-нибудь поссорились. Нефть, газ, колбаса, молоко… Может быть, какая-нибудь информационная провокация, которые реализуется с известной частотой. Я в этой части хочу заверить всех - и вас, и тех, кто пытается такого рода усилия предпринимать как извне, так и внутри, что - не дождутся. Такого, конечно, никогда не будет.

Мы в куда более сложных обстоятельствах всегда находили компромиссные, оптимальные решения, и в дальнейшем будем находить не только компромиссные решения, а лучшие из возможных в интересах наших народов. Это первое.

И второе. Знаете, действительно возникает вопрос: откуда такая истерика, с чего бы вдруг?

Один из основных моментов состоит в том, что кое-кому, кое-где, не буду пока называть фамилии, в какой-то момент почему-то показалось, что посол — это такой, знаете Ванька-встанька: сходил на прием, сказал какие-то красивые слова, отправил куда-то какую-то ноту, кого-то встретил, проводил. И эти люди, они или забыли, или, может, в силу высокого своего профессионализма никогда и не знали, что, в соответствии с международными законами и национальными законодательствами, посол — это высший официальный представитель своего государства, аккредитованный в государстве пребывания, который отвечает за обеспечение реализации внешнеполитического курса, суверенитета, независимости, территориальной целостности своей страны. В этом его главная миссия, в этом его главное предназначение. Это не я придумал, это прописано во всех международных законах. И, если это хороший посол, то он должен быть не только дипломатом, он должен быть и политиком, и экономистом, и аналитиком. История знает массу примеров, когда и военным. Если твоей стране нужно, чтобы посол на какое-то время стал бухгалтером, надо стать и бухгалтером. А когда это еще хороший бухгалтер или подающий надежды бухгалтер, то это гарантирует твоей стране, что ее не обсчитают, не ошельмуют, а, наоборот, экономические взаимоотношения со своим партнером будут прозрачные, понятные не только для чиновников, но и для всех граждан государств, которые в этих отношениях принимают участие.

В этой связи оценка белорусского МИДа для нас - это очень высокая оценка, которая подтверждает, что с бухгалтерией мы все-таки разобрались. И, соответственно, такое признание для нас дорогого стоит. Мы готовы как по бухгалтерским вопросам, так и по любым другим поделиться с нашими коллегами своими знаниями - и тогда у нас точно никаких противоречий не останется.

 

«Настоящее время», телеканал

Господин Посол, скажите, пожалуйста, когда вы делаете те или иные заявления, в какой роли вы их делаете – посла либо специального представителя Президента Российской Федерации? В частности, этот вопрос касается заявлений, которые прозвучали на прошлой неделе.

- А какие заявление прозвучали на прошлой неделе?

- Я имею ввиду ситуацию с белорусским МИДом.

- А я не делал никаких заявлений. Заявления делал белорусский МИД. Но, отвечая на суть Вашего вопроса, в каком качестве – в соответствии с указами Президента Российской Федерации. Есть два указа, две компетенции - Чрезвычайного и Полномочного посла и специального представителя, и в зависимости от возникающих вопросов, я решаю их в соответствии со своим функционалом.

- В данной ситуации комментарии были в какой роли?

- В какой ситуации?

- В ситуации с белорусским МИДом вы все же давали комментарий как Посол или как спецпредставитель?

-Я отвечал на позицию и на заявление белорусского МИДа. Я никаких специальных заявлений по этому поводу не делал.



Яндекс.Метрика