Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь
Тел: +375(17) 2333590, консульский отдел:+375(17) 2224985
Для связи в случае чрезвычайной ситуации: +375(29) 7700762
/ График работы Посольства: 09:00—18:00

Евразийский экономический союз. Сергей Сидорский. Потенциал мощной энергии

Для евразийского интеграционного сообщества 2015 год начался с ряда значимых событий. С 1 января создан и заработал Евразийский экономический союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕАЭС, Экономический союз, Союз). Для народнохозяйственных комплексов и бизнеса государств-участников это означает новые возможности для более глубокого и активного взаимодействия в целях дальнейшего роста конкурентоспособности национальных экономик. Кроме того, со 2 января к Союзу присоединилась Республика Армения. Очевидно, что наши страны, будучи интегрированными в глобальную экономику, не могут избежать негативного влияния экономических и политических процессов, происходящих за пределами единой таможенной территории Таможенного союза.

В этих непростых условиях благодаря такому интеграционному объединению, как Евразийский экономический союз, наши государства, экономики, промышленные комплексы и бизнес получают существенные преимущества. Это прежде всего — свободный доступ на рынок более чем со 175–миллионным населением, с территорией, занимающей 1/6 часть суши и связывающей Европу и Азию, и совокупным ВВП почти 3 трлн. долларов США.

Государства — члены ЕАЭС являются мировыми лидерами по добыче нефти и газа, занимают второе место по выпуску минеральных удобрений, третье — по выработке электроэнергии, четвертое — по производству пшеницы, угля и стали. Партнеры по Экономическому союзу также обладают развитыми промышленными, сельскохозяйственными, кадровыми и интеллектуальными ресурсами.

Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный президентами наших государств в городе Астане 29 мая 2014 года и вступивший в силу 1 января 2015 года, позволяет раскрывать и использовать мощный потенциал экономического развития, заключенный в этих преимуществах. Этот всеобъемлющий кодификационный международный акт содержит в себе договоренности и обязательства наших стран по всем возможным направлениям интеграции и сотрудничества как в рамках уже действующих Таможенного союза и Единого экономического пространства, так и вновь созданного Экономического союза.

Договор ставит перед членами Союза важные задачи по выводу наших экономик на более высокий уровень конкурентоспособности, на новый инновационный этап развития и повышению жизненного уровня наших народов. Интеграционное сотрудничество становится одним из главных приоритетов и инструментов экономической политики стран–участниц.

Об огромных возможностях объединения уже сегодня свидетельствуют цифры. За 5 лет (с 1 января 2010 года — даты создания Таможенного союза) мы продемонстрировали 75–процентный рост взаимной торговли. Ежегодный прирост торгового оборота услугами между странами ЕАЭС обеспечивается на уровне 20%, что составило, например, в 2013 году 14,3 млрд. долл. США. Суммарный приток взаимных прямых инвестиций по государствам — членам ЕАЭС в этом же году составил 2,7 млрд. долл. США и вырос на 35% по сравнению с уровнем 2010 года.

Впервые в истории евразийской интеграции в Договоре о ЕАЭС закреплены договоренности государств–членов в области промышленной политики и сотрудничества. В этой сфере перед нашими странами стоят серьезные задачи по ускорению и повышению устойчивости промышленного развития, повышению конкурентоспособности промышленных комплексов государств–членов, осуществлению эффективного сотрудничества, направленного на повышение инновационной активности, устранению барьеров в промышленной сфере, в том числе на пути движения промышленных товаров государств–членов.

Для обеспечения системной работы по реализации этих задач Договором о ЕАЭС предусмотрена разработка государствами–членами стратегического документа — Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее — Основные направления), который будет утверждаться Евразийским межправительственным советом. В соответствии с Договором о ЕАЭС реализацию Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Союза будут осуществлять государства–члены с Евразийской экономической комиссией (далее — Комиссия, ЕЭК). Общее руководство возложено на члена Коллегии (Министра) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК.

В связи с тем, что с 1 января 2015 года Беларусь вступила в председательство в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии, Президент А.Г.Лукашенко обратился к главам государств — партнеров по Евразийскому экономическому союзу с рядом инициатив, в том числе по вопросам промышленной политики.

В 2015 году нами совместно с правительствами сторон будут разработаны и приняты Основные направления промышленного сотрудничества, реализованы меры по скорейшему переходу к согласованной, а в перспективе — и к единой промышленной политике, развитию промышленной кооперации, реализации совместных инвестиционных проектов как внутри Союза, так и за его пределами.

На первом заседании Коллегии в текущем году Евразийской экономической комиссией принято решение о подготовке Плана мероприятий ЕЭК по реализации обращения А.Г.Лукашенко. Нацеленность деятельности Комиссии в полной мере соответствует инициативам Республики Беларусь. Мы приступили к разработке Основных направлений: выработаны структура этого документа и методические подходы по его сущностному наполнению, подготовлена первая редакция проекта. В ближайшее время проекты этих документов будут направлены в правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Армения.

В качестве инструментов промышленной политики в соответствии с Договором предусматриваются стимулирование и углубление взаимовыгодной промышленной кооперации, совместные программы и проекты, технологические платформы и промышленные кластеры и др. Вместе с тем следует подчеркнуть, что работа по этим направлениям велась нами еще в рамках Единого экономического пространства на базе выработанных концептуальных подходов к углублению кооперации и координации национальных промышленных политик государств–членов.

Об эффективности этой деятельности свидетельствует статистика ТС и ЕЭП. Так, в 2013 году обеспечен опережающий рост взаимных кооперационных поставок продукции обрабатывающей промышленности по сравнению с основными экономическими показателями ТС и ЕЭП. Товарооборот кооперационных товаров во взаимной торговле государств–членов вырос в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 3,6% в долларовом эквиваленте, значительно опередив по темпам такие показатели экономического развития государств–членов, как ВВП (прирост на 1,7% в целом по ТС и ЕЭП), промышленное производство (0,2%), инвестиции в основной капитал (0,6%).

На высокий конкурентный потенциал развития кооперации указывает опережающий рост поставок кооперационной продукции в рамках взаимной торговли по сравнению с импортом такой продукции из третьих стран. В 2013 году взаимные кооперационные поставки в рамках ТС и ЕЭП выросли на 3,6% при росте импорта промежуточной продукции обрабатывающей промышленности из третьих стран на 2,4%.

Активно создаются совместные производства: количество российско–казахстанских СП уже превысило 5 тысяч, а Россия и Беларусь имеют порядка 2.500 таких предприятий только на территории Беларуси, причем практически во всех сферах промышленности.

Активизации взаимодействия государств–членов в отраслях промышленности способствовало подготовленное нами решение глав правительств государств–членов, принятое в мае 2013 года, которым были закреплены основные направления и приоритетные сектора экономики для промышленного сотрудничества в рамках ЕЭП.

В отношении этих приоритетных секторов Департаментом промышленной политики проводится системный анализ их состояния и развития, выявляются конкретные проблемы и барьеры, вырабатываются предложения по развитию сотрудничества, созданию условий для импортозамещения, роста производственной, инвестиционной и инновационной активности в этих отраслях. Соответствующие проекты документов вносятся на рассмотрение органов евразийской интеграции. Принятие и реализация таких документов нацелены на эффективное разрешение проблемных вопросов за счет интеграционных возможностей. 

Так, например, общей проблемой для легпромов государств–членов является нелегальный оборот продукции на общем рынке. В целях его сокращения внедряется механизм маркировки отдельных видов продукции, в первую очередь в легкой промышленности. В области машиностроения на первом плане стоят задачи технического и технологического переоснащения. Очевидно, что в интересах наших станкостроителей решать эти задачи с преимущественным использованием высокотехнологичной продукции Союза. Однако в настоящее время потребность промышленных предприятий государств–членов в оборудовании удовлетворяется преимущественно (на 90%) за счет импорта. В целях изменения ситуации нами совместно со сторонами было предложено создать станкостроительный холдинг. Задача холдинга — обеспечить максимально возможное вовлечение в этот процесс станкостроительной продукции ЕАЭС на рациональной научно–технической основе.

В  качестве первого шага в формировании холдинга планируется создание евразийского инжинирингового центра — структуры, которая объединит научно–технический потенциал сторон и станет интеллектуальным штабом отрасли. Этот вопрос уже в ближайшее время будет рассмотрен главами правительств государств–членов.

Большое внимание уделяется освоению новых конкурентоспособных производств, в том числе и на основе расширения научно–технической кооперации. На это направлена работа сторон и Комиссии по формированию евразийских технологических платформ. На сегодняшний день сформированы 6 пилотных евразийских технологических платформ («Суперкомпьютеры», «Медицина будущего», «Светодиоды», «Фотоника», «Легкая промышленность» и «Биоэнергетика»), в рамках которых уже разрабатываются «дорожные карты» развития сотрудничества и предложен к реализации участникам от сторон пакет совместных кооперационных проектов. Вместе с тем в этом направлении предстоит еще большая работа, в том числе по созданию необходимого правового поля.

В качестве инструмента стимулирования и поддержки промышленного развития наши партнеры по Союзу используют промышленные субсидии. Крайне важно, чтобы эти субсидии не искажали конкурентную среду, не мешали добросовестной конкуренции производителей наших стран на едином рынке Союза. Для этого Договором о ЕАЭС установлены единые правила.

В целях обеспечения конкурентных условий для промышленных предприятий ЕАЭС Департамент промышленной политики проводит анализ и мониторинг законодательства государств–членов в сфере предоставления промышленных субсидий с подготовкой ежегодного отчета. Кроме того, разработаны пояснения по классификации промышленных субсидий и порядку заполнения форм уведомлений, определен порядок взаимного учета технологических операций при предоставлении промышленных субсидий.

В отношении последней нормы необходимо пояснить подробнее. Она является важной новацией в Договоре о ЕАЭС. Ее суть заключается во взаимном признании технологических операций, осуществленных в государствах–членах, при принятии решения одной из сторон о предоставлении специфических субсидий, обусловленного выполнением определенного перечня технологических операций. Эта норма заключает в себе мощный стимул для углубления промышленной кооперации между нашими странами и повышения уровня локализации выпускаемой продукции.

Нами определены направления взаимодействия Комиссии с бизнес–сообществами при участии белорусско–казахстанско–российского бизнес–диалога. Договор о ЕАЭС предусматривает вовлечение в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства государств–членов. В целях реализации этих договоренностей наших стран созданы и действуют Консультативный комитет по промышленности, Координационный совет по развитию машиностроения ТС. Подписан Меморандум о сотрудничестве между Ассоциацией промышленных предприятий «БелАПП», Национальной палатой предпринимателей Казахстана и Союзом машиностроителей России. Принято Совместное заявление о сотрудничестве между ЕЭК и ЮНИДО, которым закреплены намерения о сотрудничестве, в том числе в сферах инноваций и технологических услуг, обмена технологиями, наращивания торгового потенциала, поддержки экспорта, создания бизнес–инфраструктуры (промышленных парков, региональных инновационных систем и кластеров и др.).

Реальному развитию промышленности в рамках ЕАЭС будет способствовать дальнейшая реализация в рамках Союза четырех свобод: свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также углубление и активизация интеграционного взаимодействия в энергетической и транспортной отраслях.

Сегодня на евразийском пространстве успешно функционирует единый товарный рынок. Работа по выявлению и устранению изъятий и барьеров взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств–членов проводится совместно со сторонами и бизнес–сообществом с 2013 года. Сокращение отдельных изъятий предусматривается в Договоре, в том числе путем установления переходных периодов. Так, общие рынки лекарственных средств и медицинских изделий заработают с 1 января 2016 года.

Либерализация взаимной торговли обеспечивается в том числе и за счет устранения барьеров на пути движения товаров. Так, для создания равных условий для обращения моторных транспортных средств, произведенных на территориях государств–участников в режиме «промышленная сборка», главами государств в мае 2014 года принято соответствующее решение. В его развитие Евразийской экономической комиссией также утвержден ряд нормативных актов. В результате выработаны ясные и прозрачные условия доступа на рынок ЕАЭС моторных транспортных средств, произведенных на территориях государств–членов в режиме «промышленная сборка».

При принятии решений для защиты единого рынка Союза и поддержки евразийского бизнеса вопросы в области таможенно–тарифного регулирования и применения защитных мер рассматриваются прежде всего с точки зрения стимулирования развития союзной промышленности и создания условий для здоровой конкуренции. Например, в целях создания условий для дальнейшего развития производства зерноуборочных комбайнов и их модулей по итогам специального защитного расследования введена импортная квота в отношении указанных товаров. По итогам расследований, инициированных в том числе белорусскими производителями, в отношении подшипников качения и посуды столовой и кухонной из фарфора, импортируемых на единую таможенную территорию Таможенного союза, установлены защитные меры.

В ЕАЭС формируется единый рынок государственных закупок, доступ к которому на равных условиях обеспечивается для компаний всех стран–участниц. Национальный режим в этой сфере для партнеров по ТС и ЕЭП предоставлен Республикой Беларусь и Российской Федерацией с января 2012 года, Республики Казахстан — с января 2014 года. Емкость евразийского рынка госзакупок в настоящее время составляет свыше 260 млрд. долл. США. Очевидно, что это расширило возможности участия производителей наших государств в госзакупках друг друга и повысило конкуренцию, что в перспективе должно повысить качество этих услуг и эффективность использования государственных средств.

Однако и в этой, казалось бы, урегулированной сфере не обходится без проблем. Так, в 2012 году Комиссией рассмотрен вопрос об ограничении российской стороной участия белорусских и казахстанских товаров при размещении заказов на поставки вещевого имущества для нужд федеральных органов исполнительной власти. В результате проведенных консультаций с участием представителей государственных органов трех сторон, обсуждения этого вопроса на заседании Совета ЕЭК принято решение Коллегии Комиссии об отмене указанных изъятий из национального режима госзакупок Российской Федерации. Отдельные проблемы в этой сфере рассматриваются Коллегией и в настоящее время.

Свободному обращению товаров содействует согласованная политика, проводимая в области технического регулирования. Основная цель этого направления работы заключается в обеспечении безопасности граждан наших государств, создании прозрачных правил на рынке, недопущения небезопасной недоброкачественной и фальсифицированной продукции на единую таможенную территорию.

Поэтапно формируется единый рынок услуг, который позволит осуществлять торговлю услугами на единой таможенной территории без барьеров для доступа и дополнительных лицензий с признанием профессиональной квалификации персонала поставщика услуг и предоставлением национального режима. В частности, для промышленности (на первом этапе) это коснется общих строительных услуг для возведения промышленных зданий; комплексных услуг в инженерных областях, связанных со зданиями промышленного назначения, промышленными предприятиями, производственными процессами и их автоматизацией, а также франчайзинговых услуг; услуг в области налогообложения, по применению программного обеспечения, связанных с обработкой данных и базами данных, по техническому обслуживанию и ремонту вычислительной техники; консультационных, маркетинговых и кадровых услуг и др.

Для бизнеса это означает рост предложений на рынке перечисленных услуг и, следовательно, создание здоровой конкуренции и предпосылок для снижения стоимости этих услуг. Расширение условий для свободного движения рабочей силы для рядовых граждан стран Союза означает, что они смогут работать в любом из государств–членов без получения разрешений на осуществление трудовой деятельности, представлять документы об образовании (без процедуры их признания, за исключением педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности). Также Договором предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц с первых дней работы по найму (а не по истечении полугода, как было в ЕЭП).

Для нанимателей рабочей силы это предполагает более широкие возможности по подбору и найму кадровых ресурсов. Для самих же трудящихся и членов их семей такие нормы, как освобождение от обязанности регистрации в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток, а также гарантии получения необходимого объема социальной защиты (социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинское страхование, пенсионное обеспечение, а также бесплатная неотложная медпомощь, в т.ч. при отсутствии медицинского полиса) обеспечивают равные условия пребывания и работы с гражданами страны трудоустройства.

Стороны договорились и закрепили в Договоре о ЕАЭС концептуальные подходы и принципы по созданию единых рынков в отраслях естественных монополий, а также правила их регулирования. Так, общий электроэнергетический рынок должен заработать к 1 июля 2019 г., а к 1 января 2025 г. — общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов.

Создание общего энергетического рынка будет способствовать рациональному взаимодействию энергетических комплексов стран Союза, достижению сбалансированности спроса и предложения энергоресурсов на рынке, расширению экспортных возможностей государств Союза в этой сфере и, главное, эффективному обеспечению потребности реальных секторов наших государств в энергоресурсах.

Поэтапная либерализация транспортных услуг между государствами–членами и последующее создание единого транспортного пространства будут содействовать развитию транзитного потенциала стран–участниц с Европейским союзом и Азией. Это повысит эффективность деятельности как компаний–перевозчиков, так и тех, кто пользуется их услугами, а также увеличит скорость обращения товаров на единой таможенной территории.

Заложены основы для эффективного развития общей информационной системы Союза, которая в будущем позволит реализовать технологию «Единого окна», что существенно упростит и облегчит взаимодействие бизнеса и государственных органов в Евразийском экономическом союзе.

Стратегия Экономического союза в области налоговой политики направлена на устранение налоговых барьеров, тормозящих развитие экономических связей между государствами — членами ТС и ЕЭП.

Договором о ЕАЭС с 1 января 2015–го введена процедура проведения Евразийской экономической комиссией оценки регулирующего воздействия принимаемых ЕЭК решений, что позволит обеспечить не только высокий уровень транспарентности принятия решений Комиссией, но и вывести учет интересов бизнеса на качественно новый уровень.

В  заключение следует подчеркнуть, что Евразийский экономический союз создается как субъект международного права, обладающий международной правосубъектностью. Договор о его создании будет зарегистрирован в Секретариате Организации Объединенных Наций.

Наш Союз открыт для присоединения и других государств. В соответствии с Договором для желающих углубить связи с нашим объединением предусмотрены два статуса — государства–кандидата и государства–наблюдателя. Помимо этого, выстраивается диалог с рядом стран и международными организациями, инициировавшими предложения по созданию зон свободной торговли с ЕАЭС. Такие обращения поступили, например, от Вьетнама, Новой Зеландии, Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн), Израиля, Турции, Индии, Египта, КНР и др.

Участвуя в деятельности Всемирной торговой организации, Комиссия обеспечивает совмещение интересов Союза и всех его членов в процессах развития многосторонней торговой системы.

Резюмируя, хочу подчеркнуть следующее.

Мы твердо намерены так использовать преимущества и потенциал Евразийского экономического союза, чтобы в ближайшем будущем приблизить наши промышленные комплексы к высшим международным стандартам.

Мы нацелены решать действительно крупные, не подъемные для отдельно взятого государства проблемы промышленного развития на базе совместно проводимой модернизации промышленности, освоения новейших видов техники, внедрения высоких технологий, строительства новых предприятий.

Такая политика, такой подход позволят обеспечить подъем промышленного производства на новом технологическом уровне и устойчивость экономик стран–участниц даже при неблагоприятной конъюнктуре мирового рынка.

Сергей СИДОРСКИЙ, член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии, доктор технических наук.

Советская Белоруссия № 13 (24643). Пятница, 23 января 2015

Читать статью полностью на портале «СБ»: http://www.sb.by/politika/article/potentsial-moshchnoy-energii.html

Яндекс.Метрика