Договорно-правовая база Российско-Белорусских отношений

Дипломатические отношения с Российской Федерацией установлены 25 июня 1992 года.

2 апреля 1996 года подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси. 2 апреля 1997 года — Договор о Союзе России и Беларуси, 8 декабря 1999 года — Договор о создании Союзного государства.

Россия и Белоруссия подписали более 180 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, в том числе Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

Российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества. 8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации его положений, которыми были определены основные направления и этапы интеграции, включая создание единого таможенного и экономического пространства, углубление взаимодействия в гуманитарной области, в сферах внешней политики, обороны и безопасности. Подписанию Договора о создании Союзного государства предшествовало образование в апреле 1996 г. Сообщества России и Белоруссии, а в апреле 1997 г. — Союза Беларуси и России.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства учреждены его руководящие органы — Высший государственный совет, в который входят главы государств, парламентов и правительств (председатель — А. Г. Лукашенко) и Совет министров (главы правительств, министры иностранных дел, экономики и финансов, председатель — В. В. Путин). Рабочим органом Союзного государства является Постоянный Комитет (государственный секретарь — П. П. Бородин). До формирования Парламента Союзного государства продолжает действовать Парламентское Собрание Союза Беларуси и России (председатель — Б. В. Грызлов).

В рамках совместной комиссии под руководством председателей нижних палат парламентов ведется подготовка проекта Конституционного Акта Союзного государства, в котором должно найти отражение политическое устройство создаваемого интеграционного межгосударственного объединения.

Принципиальные подходы к развитию российско-белорусского интеграционного сотрудничества и конкретные вопросы практического взаимодействия рассматриваются в рамках регулярного диалога на высшем и высоком уровнях. Особое значение имел официальный визит в г. Минск Президента России В. В. Путина 13 — 14 декабря 2007 г., в ходе которого состоялось также заседание Высшего государственного совета Союзного государства (последнее на сегодняшний день). На ежеквартальной основе проводятся заседания Совета министров Союзного государства (последнее состоялось в Москве 27 июня с.г.). Широкий резонанс имел рабочий визит Президента России Д. А. Медведева в Брест 22 июня 2008 г. В Музее обороны Брестской крепости Д. А. Медведев провел переговоры с Президентом РБ А. Г. Лукашенко, в ходе которых стороны обсудили актуальные вопросы межгосударственных отношений.

В отношениях между Россией и Белоруссией создана солидная правовая база, которая позволяет динамично взаимодействовать в различных сферах. В настоящее время действует более 130 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают наши страны и в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ.

Прямым результатом ведущихся интеграционных процессов является создание фактически единого миграционного пространства, возможность совершать взаимные поездки по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. В соответствии с Соглашением о таможенном союзе от 1995 года осуществляется свободное передвижение товаров и услуг (с оговоренными изъятиями), достигнут высокий уровень унификации таможенных пошлин (около 95 %). Продолжается работа по гармонизации налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования.

Дальнейшее развитие получили российско-белорусские торгово-экономические связи. Объем взаимного товарооборота возрос в 2007 г. на 30,7 % и составил 26 млрд долл. (в 2006 г. — 19,9 млрд долл.). При этом российский экспорт в Белоруссию, в котором преобладают энергоресурсы и товары сырьевой группы, увеличился на 31,2 %, импорт из Белоруссии (в нем доминируют машиностроительная продукция, оборудование, продовольственные товары) — на 29,8 %. Сальдо торгового баланса в пользу России составило 8,3 млрд долл. Удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет сегодня порядка 4,5 %, а России во внешнеторговом обороте Белоруссии — около 48,8 %. За восемь месяцев 2008 года объем взаимного товарооборота составил 24,8 млрд долл.

Вместе с тем, в последние годы произошло определенное замедление динамики союзного строительства, вызванное отставанием в реализации ранее достигнутых договоренностей в вопросах формирования единого экономического пространства, углубления валютной интеграции, создания полноценного таможенного союза. В этой связи сегодня на передний план вышли вопросы, связанные с переходом в торгово-экономических отношениях на универсальные рыночные принципы. Во главу угла поставлена необходимость реального углубления экономического фундамента двусторонней интеграции.

В рамках реализации такого подхода 31 декабря 2006 г. подписан долгосрочный контракт, определяющий новые условия поставок российского природного газа в Белоруссию (в 2007 г. его цена была определена в 100 долл. за 1 тыс. куб. м., а на 2008—2010 г. она установлена в размере 67 %, 80 % и 90 % от рыночной цены при поставках российского газа в Европу). В мае 2007 г. заключен договор купли-продажи 50 % акций белорусской компании ОАО «Белтрансгаз», в соответствии с которым «Газпром» на коммерческой основе приобретет 50 % акций этого предприятия за 2,5 млрд долл. (оплата производится равными долями в течение 2007-10 гг.).

12 января 2007 г. подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области экспорта нефти и нефтепродуктов, которым предусматривается установление в Белоруссии экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, равных российским, а также применение льготной пошлины при поставках нефти из России в Белоруссию на трехлетний период. 23 марта с.г. заключено Соглашение о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества, в соответствии с которым стороны ведут в настоящее время работу по отмене имеющихся ограничительных мер во взаимной торговле (в частности, уже сняты требования в отношении поставок через склады временного хранения сахара, пива, табачных изделий, рыбной продукции, предстоит установить для российских компаний равный с белорусскими предприятиями режим участия в проводимых в Белоруссии тендерах при осуществлении госзакупок).

Одним из важных направлений интеграционного взаимодействия остается реализация порядка 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование частично осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2008 г. составляет 4,06 млрд российских рублей (взнос России 65 %, Белоруссии — 35 %). Расширению экономического сотрудничества содействует и созданные межгосударственные финансово-промышленные группы (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: «БелРусАвто» — по развитию дизельного автомобилестроения, «Формаш» — по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти, «Межгосметиз» — по производству металлокорда, «Электронные технологии» — по производству телевизоров и средств связи, «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование».

Важным аспектом российско-белорусской интеграции является формирование единого информационного пространства Союзного государства. Первоочередными задачами в этом плане являются разработка нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества в информационной сфере, совершенствование деятельности Телерадиовещательной организации Союзного государства, продолжение ретрансляции российских теле- и радиопрограмм на территории Белоруссии.

Системный и многоплановый характер имеет внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, других универсальных и региональных организациях. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства. На совместном заседании коллегий МИД России и МИД Белоруссии 30 января с.г. в Минске принята очередная Программа на 2008-09 годы.

В социальной сфере работа ведется в соответствии с Договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. Важным шагом в его реализации стало создание равных возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечение одинаковых имущественных прав граждан двух стран. В январе 2006 г. подписан пакет соглашений по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, социального обеспечения и налогообложения.

С декабря 2001 года действует Военная доктрина Союзного государства.

Создана и функционирует региональная группировка войск Белоруссии и России, действует соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании единой региональной системы ПВО.

Совместное боевое дежурство по ПВО на ротационной основе в Барановичах несёт звено из четырёх российских истребителей Су-27П.

Насыщенный характер носят связи между Россией и Белоруссией в области культуры. Наиболее крупным среди культурных мероприятий является частично финансируемый из бюджета Союзного государства ежегодный фестиваль «Славянский базар».

Большую роль в российско-белорусских отношениях играет активно развивающееся межрегиональное сотрудничество. Все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации, среди которых наибольшую активность проявляют Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская, Смоленская и Нижегородская области. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Белоруссии.

Отношения России и Белоруссии носят стратегический характер. В их основе – прочные традиции дружбы, взаимного уважения и добрососедства двух братских народов.